gototopgototop

Главное меню

Полезные ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рабочая программа

по русскому языку

  в  7 классе

 Учебник: Русский язык: Учебник  для 7 класса. общеобразовательных  учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. –

1.  Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

2. Специфика предмета.

      Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей  программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

3. Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели обучения.

     Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

4. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

     Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Период обучения  в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности.  В связи с этим  приоритетной задачей   обучения в основной школе  (5- 9 классы) является  развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому  содержание обучения  на этом этапе составляет  освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о  стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного  запаса  школьников  и   расширение круга используемых ими грамматических средств.

    На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. На профильном уровне, помимо указанного,   происходит углубление  лингвистических  знаний, а также совершенствование  речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучен­ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь сле­дующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

6.Тематический план

№ п.п.

Наименование разделов

 
 

 

Введение

 

1.

Повторение пройденного в 5-6-ых классах

 

2.

Причастие

 

3.

Деепричастие

 

4.

Наречие

 

5.

Категория состояния

 

6.

Предлог

 

7.

Союз

 

8.

Частица

 

9.

Междометие. Звукоподражательные слова

 

10.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

 

11.

Резерв

 

 

ИТОГО:

 

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Материал учебника

Домашнее задание

1.

Русский язык как развивающееся явление

Стр. 3-4

№3 (с/д)

2.

Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация.

Параграф 1, 2

№12 (с/д)

3

Лексика и фразеология

Параграф 3

№14

4.

Фонетика и графика

Параграф 4

№20

5.

Словообразование и орфография

Параграф 5

№26

Подробное изложение №22

 

 

7

Морфология и орфография

Параграф 6

№31

8.

Морфология и орфография

Параграф 6

№34,

Стили литературного языка

Публицистический стиль речи

Параграф 7, 8

 №44

10

Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах

 

Выучить теорию

11

Правописание личных окончаний глаголов

 

 

12К

Контрольный диктант

 

 

11.

Понятие о причастии

Параграф 9

№56, п 9, теория

12

Глагольные признаки причастия

Параграф 9

№57

13.

Склонение причастий

Параграф 11

№67, п 11, слова

14

Склонение причастий

Параграф 11

№68, п11

15.

Понятие о причастном обороте

Параграф 12

№72, п 12, слова

16 Р

Подготовка к домашнему сочинению «Люби и охраняй родную природу»

 

сочинение

17

Знаки препинания при причастном обороте

Параграф 12

№74, параграф 12

18

Действительные и страдательные причастия

Параграф 14

№84, п 14

19

Краткие и полные страдательные причастия

Параграф 15

№88, параграф 15

20

Действительные причастия настоящего времени

Параграф 16

№91, параграф 16

21Р

Подготовка к сочинению-описанию по «Портрету Д. Давыдова» Кипренского

 

черновик

22Р

Сочинение-описание по «Портрету Д. Давыдова» Кипренского

 

 

23.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Параграф 16

№94, теория, слова

24.

Действительные причастия прошедшего времени

Параграф 17

№97, 99, слова, теория

25.

Страдательные причастия настоящего времени

Параграф 18

№105, п 18

26.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Параграф 18

№107 (с/д)

27

Страдательные причастия прошедшего времени

Параграф 19

№110, п 19

28Р

Выборочное изложение №130

 

Теория, слова

29

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Параграф 20

№113, параграф 20

30.

Морфологический разбор причастия

Параграф 23

№131

31

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Параграф 24

№135, п 24, слова

32.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Параграф 24

№136, параграф 24

33.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Параграф 24

№137, слова, теория

34.

Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

Параграф 21

№117, 118, параграф 21

35

Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

Параграф 21

№120, теория

36

Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Параграф 22

№124, параграф 22, слова

37Р

Сочинение-рассуждение

 

 

38

Н-НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Параграф 22

№128, теория, слова

39

Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий

Параграф 25

№143 (с/д)

40Р

Сочинение. Портретное описание

 

 стр. 70, №155, 147

41

Систематизация и обобщение по теме

 

№151

42К

Тест по теме «Причастие»

 

№156, слова

43К

Контрольный диктант

 

 

44

Понятие о деепричастии.

НЕ с деепричастиями

Параграф 26

№161, параграф 26

 

45

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

46

Деепричастный оборот и знаки препинания при нём

Параграф 27, 28

№165, параграф 27

47

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия

Параграф 29, 30, 31

№186 (с/д)

48Р

Подготовка к сочинению-описанию по картине «Вратарь»

 

№193

49Р

Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь»

 

Вопросы стр. 89

50

Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»

 

№188, теория, слова

51

Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»

 

теория

52К

Урок-тест по теме

 

№194

53К

Контрольный диктант

 

 

54

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

№181

55

Наречие как часть речи

Параграф 32

№197, параграф 32

56

Смысловые группы наречий

Параграф 33

№206, теория

57Р

Сочинение-описание по картине Попова «Первый снег»

 

 

58

Степени сравнений наречий

Параграф 34

№215 (с/д), теория

59

Морфологический разбор наречия

Параграф 35

№217

60

НЕ с наречиями

Параграф 36

№223, теория

61

НЕ с наречиями

Параграф 36

№225

62

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

Параграф 37

№229, теория

63

НЕ и НИ в отрицательных наречиях

Параграф 37

№231 (с/д)

64

Н-НН в наречиях

Параграф 38

№236, п 38

65

О-Е после шипящих на конце наречий

Параграф 40

№243, теория

66

О-А на конце наречий

Параграф 41

№247, п41

67

Дефис в наречиях

Параграф 42

№253, п42, слова

68

Дефис в наречиях

Параграф 42

№255

69

Слитное и раздельно написание наречий

Параграф 43

№261, слова, теория

70

Ь после шипящих на конце наречий

Параграф 44

№265, 266

71

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Стр. 121

№269

72

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Стр. 121

№270

73

Повторение и обобщение по теме «Наречие»

Стр. 121

№171

74К

Контрольный диктант

 

 

75

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

№272

76

Категория состояния

Параграф 45

№277, п 45

77

Категория состояния

Параграф 45

№280

78Р

Описание состояния природы

 

№282

79Р

Сжатое изложение

 

 

80

Предлог как часть речи

Параграф 47, 48

№288, п 48

81-82Р

Подробное изложение №281

 

Параграф 46, №280

83

Употребление предлогов

Параграф 49

№293, п 49

84

Непроизводные и производные предлоги

Параграф 50

№300, 301, п 50

85

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Параграф 51, 52

№304, параграф 51,

86Р

Сочинение-описание по картине Сайкиной «Детская спортивная школа»

 

№307

87

Слитное и раздельно написание производных предлогов

Параграф 53

№309, теория, слова

88

Слитное и раздельно написание производных предлогов

Параграф 53

№311, теория, слова

89

Систематизация и обобщение по теме «Предлог»

 

№310

90

Союз как часть речи

Параграф 54, 55

№317, параграф 54

91

Союзы сочинительные и подчинительные

Параграф 56, 57

№321, п 56, 57

92

Сочинительные союзы

Параграф 58

№328, параграф 58

93

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов

Параграф 59, 60

№338, выучить план

94Р

Сочинение-рассуждение №343, 342 (на выбор)

 

№341

95

Написание омонимичных частей речи

Параграф 61

№350 (д), п 61, теория

96

Систематизация и обобщение по теме «Союз»

 

Вопросы стр. 162, №356

97К

Контрольный диктант по теме «Союз»

 

 

98

Понятие о частице

Параграф 62

№359, параграф 62

99

Формообразующие частицы

Параграф 63

№364, параграф 63

100

Смысловые частицы

Параграф 64

№№373, 375, теория

101

Раздельное и дефисное написание частиц, морфологический разбор частиц

Параграф 65, 66

№381, параграф 65

102Р

Сочинение-описание по картине Юона Конец зимы. Полдень»

 

№383, 384

103

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Параграф 67

№392 (с/д), п 67

104

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Параграф 67

№393

105

Различение НЕ и НИ

Параграф 68

№396, теория

106

Различение НЕ и НИ

Параграф 68

№399, теория, слова

107Р

Сочинение-рассказ по данному сюжету

 

№400, 401

108

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

Параграф 69

№406, теория

109

НЕ с различными частями речи

 

№408, теория

110

НЕ с различными частями речи

 

№412, теория

111

НЕ с различными частями речи

 

№414, слова,  стр. 183

112

Повторение по теме «Частицы»

 

№410

113

Повторение по теме «Частицы»

 

 

114

Урок-зачёт по теме «Частицы»

 

№411

115К

Контрольный диктант

 

 

116

Работа над ошибками контрольного диктанта

 

 

117

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложениях

Параграф 70

№416, параграф 70

118

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий

Параграф 71

№419, параграф 71

119Р

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи

Параграф 72, 73

№423

120-121Р

Контрольное изложение

 

Вопросы стр. 191

122

Фонетика и графика

Параграф 74

№431,  стр. 192-193

123К

Контрольный итоговый диктант

 

 

124

Лексика и фразеология

Параграф 75

№434, вопросы стр. 194

125

Словообразование

Параграф 76

№438, вопросы стр. 196

126

Морфология. Самостоятельные части речи

Параграф 77

№445, вопросы стр. 199

127

Орфография и пунктуация

Параграф 78, 79, 80

№462, 452

 

IMG_7694.jpg

Авторизация



Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня173
mod_vvisit_counterВчера1000
mod_vvisit_counterЗа неделю1173
mod_vvisit_counterПрошл. неделя4506
mod_vvisit_counterМесяц18199
mod_vvisit_counterПрошл. месяц44830
mod_vvisit_counterВсего1383755

We have: 83 guests, 1 bots online
Ваш IP: 54.225.55.174
Сегодня: Авг 20, 2018