gototopgototop

Главное меню

Полезные ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации

              

БИОЛОГИЯ 9 класс

Программа  по биологии И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с

Учебник: Захаров В.Б., Сивоглазов В.И., Мамонтов С.Г. и др. Биология 9 класс

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

 

Требования к уровню подготовки.

1.

Введение.

Биология – наука о живом мире.

 

Знать:

Комплексные науки с биологией; что такое научное исследование и его этапы.

Уметь:

Самостоятельно проводить научное исследование.

 

2.

Общие свойства живых организмов.

Знать:

Свойства живого

Уметь выделять:

Особенности развития живых организмов

 

 

3.

Многообразие форм живых организмов.

Знать:

Уровни организации жизни и элементы, образующие уровень.

Основные царства живой природы.

Основные таксономические единицы.

Уметь:

Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации и систематической группе.

4.

Цитология-наука о клетке. Многообразие клеток.

Уметь:

Приводить примеры организмов,имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

5.

Химический состав клетки.

Уметь:

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич и органич вещества клетки.

Характеризовать биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот.

6.

Белки и нуклеиновые кислоты.

Уметь:

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

7.

Строение клетки.

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

 

Уметь:

Различать по немому рисунку  прокариот и эукариот.

Называть способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки.

8.

Органоиды клетки и их функции.

Уметь:

Называть функции  основных органоидов клетки.

9.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Уметь:

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в

10.

Биосинтез белков в живой клетке.

Уметь:

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

11.

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

Уметь:

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

12.

Обеспечение клетки энергией.

Уметь:

Давать определение понятию  диссимиляция.

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы процесса диссимиляции.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

13.

Контрольная работа №1 Основы учения о клетке.

 

14.

Размножение организмов.

Уметь:

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

15.

Деление клетки. Митоз.

Л.р. № 2.Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

 

Уметь:

Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

16.

Образование половых клеток. Мейоз.

Уметь:

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

17.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

Уметь:

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.

Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

18.

Контрольная работа №2 Размножение и индивидуальное развитие организмов

 

19.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.

Уметь:

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.

Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

20.

Генетические опыты Г.Менделя.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

21.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Уметь:

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

22.

Сцепленное наследование генов.

Уметь:

Давать определения понятиям Гомологичные хромосомы, конъюгация.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

 

23.

Взаимодействие генов.

Уметь:

Приводит примеры аллельного и неаллельного взаимодействия генов.

Называть характер взаимодействия генов.

Описывать проявление множественного действия гена.

24.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Л.р. № 3. Решение генетических задач.

Уметь:

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

25.

Наследственная изменчивость.

Уметь:

Называть причины ,обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.

Приводить примеры генных и геномных мутаций.

Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

26.

Другие типы изменчивости.

 

Л.р. № 4.  Изучение изменчивости у организмов

Уметь:

Давать определение термину изменчивость.

Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание основных понятий.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов.

27.

Контрольная работа №3

Основы наследственности и изменчивости

 

28.

Генетические основы селекции организмов.

Уметь:

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий.

Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.

29.

 Особенности селекции растений.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции.

Приводить примеры сортов культурных растений.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

30.

Особенности селекции животных.

Уметь:

Давать определение термину порода, сорт.

Называть методы селекции животных.

Приводить примеры пород домашних животных.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

31

Основные направления селекции микроорганизмов

Уметь:

Давать определение термину биотехнология, штамм

Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

32-33.

Представления о возникновении жизни на Земле.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

 

 

Уметь:

Давать определение термину гипотеза

Называть этапы развития жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира.

 

34.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Уметь:

Давать определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты

Описывать начальные этапы биолгической эволюции

35.

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

 

Уметь:

Давать определение термину Ароморфоз, идиоадаптация.

приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли.

36.

Идея развития органического мира в биологии

Уметь:

Давать определение термину эволюция.

Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина

 

37-38.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

Движущие силы эволюции

Уметь:

Давать определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование.

Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование.

39.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

Уметь:

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

40.

Современные представления об эволюции органического мира.

Уметь:

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

41.

Вид, его структура и особенности

Уметь:

Называть признаки популяции

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

42.

Процесс образования видов – видообразование

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

43.

 Макроэволюция – результат микроэволюций.

Уметь:

Давать определения понятиям прогресс и регресс.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

44.

 Основные направления эволюции

Уметь:

Давать определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать понятия микро - и макроэволюция.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

45.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Уметь:

Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

46.

Контрольная работа №4 Учение об эволюции

 

47.

Место и особенности человека в системе органического мира.

Уметь:

Давать определения понятиям Антропология, антропогенез

Объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными

48.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Уметь:

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

49.

Этапы эволюции вида Человек разумный

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – человека.

Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими.

Перечислять факторы антропогенеза.

50.

Человеческие расы, их родство и происхождение

 

Уметь:

Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека.

Доказывать единство человеческих рас.

51.

Контрольная работа №5

Происхождение человека

 

53.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

Уметь:

Давать определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор.

Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы.

Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

54.

Закономерности действия факторов среды на организмы

Уметь:

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

55.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

Уметь:

Выявлять приспособления организмов к среде обитания.

56.

Биотические связи в природе

Уметь:

Давать определения понятиям Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть типы взаимодействия организмов.

Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп

57.

Популяция как форма существования видов в природе

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

58.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

Уметь:

Называть признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции.

Изучать процессы, происходящие в популяции.

59.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

Уметь:

Давать определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема.

Называть компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы.

Приводить примеры естественных и искусственных сообществ.

Характеризовать структуру наземных и водных экосистем.

60.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

Уметь:

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать  биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ

Составлять схемы пищевых цепей.

61.

Развитие и смена биогеоценозов.

Уметь:

Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях.

Описывать свойства сукцессии.

62.

 Основные законы устойчивости живой природы

Уметь:

Давать определения понятиям биосфера.

Называть признаки , структурные компоненты и свойства биосферы.

Характеризовать живое, косное и биокосное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

63.

Рациональное использование природы и ее охрана

Уметь:

Называть антропогенные факторы влияния на биогеоценозы

Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых при родных ресурсов

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

64.

Экологические проблемы.

Уметь:

Называть современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы

65.

Контрольная работа №6 Основы экологии

 

 

IMG_7676.jpg

Авторизация



mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1182
mod_vvisit_counterВчера1230
mod_vvisit_counterЗа неделю9456
mod_vvisit_counterПрошл. неделя12134
mod_vvisit_counterМесяц34407
mod_vvisit_counterПрошл. месяц58645
mod_vvisit_counterВсего1355133

We have: 39 guests, 2 bots online
Ваш IP: 54.224.2.123
Сегодня: Июл 20, 2018